Начиная с 25.07.2022 года, статья 3.4 КоАП РФ, которая теперь содержит универсальное правило об обязательности замены административного штрафа административным предупреждением за первое нарушение, выявленное в рамках контрольного мероприятия, изложена в новой редакции.
Должностные лица контрольных органов и судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере закупок обязаны заменить административный штраф административным предупреждением при соблюдении совокупности условий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 и части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Штраф должен быть заменён административным предупреждением, если совершено впервые одно из следующих административных правонарушений:
— любое нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (ВСЕ СОСТАВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, предусмотренные статьёй 7.32.3 КоАП РФ);
— непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (статья 19.7.2-1 КоАП РФ).
Исключение: невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФАС или его территориального органа об устранении нарушений Закона № 223-ФЗ о закупках (часть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ);
При этом необходимо учитывать, что речь в законе идёт не о первом нарушении именно в сфере закупок, а именно о «впервые совершенном правонарушении».
Пример:
Замена предупреждениями нескольких нарушений сроков оплаты по договорам (ссылка: https://samara.fas.gov.ru/news/18446).
В силу прямого указания части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022 г., если при контроле выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ, то совершившему их заказчику или работнику назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
С 06.04.2022 г. статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, которой установлены особенности привлечения юридического и виновного физического лица к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Согласно нововведению заказчик, как юридическое лицо, не привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности. При этом таким юридическим лицом должны быть приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность.
С практической точки зрения это означает, что за большинство нарушений в сфере закупок юридические лица не могут быть привлечены к ответственности, если у них в штате имеются работники, ответственные за планирование и осуществление закупок.