Нарушает ли запрос разъяснений положений заявки участника нормы Закона №223-ФЗ?

В Законе №223-ФЗ отсутствуют нормы, которые регулируют порядок направления запроса разъяснений заявки участника закупки. Понятие «запросы заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме» встречается только в части 7 статьи 3.3 Закона №223-ФЗ, где указан порядок и временной интервал работы оператора электронной площадки при размещении закупочных сведений и иных документов.

Однако, не смотря на то, что некоторые Заказчики закрепляют в своих Положениях и документациях о закупке право запрашивать у участников разъяснения или дополнения, на практике всё равно возникают разногласия на этот счёт, что подтверждается наличием жалоб в ФАС по данному вопросу.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Решение №28/91094/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-386/22 от 3 октября 2022 г.

Комиссией ФАС России установлено, что возможность получения дополнительной информации и документов, с учетом указанных положений Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, принимать решения о допуске/отклонении заявки участника при наличии несоответствий (неточностей) в составе заявки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов.

Кроме того, выявление несоответствий (неточностей) в составе заявки могут повлиять на оценку заявок участников закупки при принятии решения о допуске (недопуске) заявки участника закупки, в связи с чем в случае несоответствия заявки требованиям Документации, такие заявки подлежат отклонению.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, предусмотревшего в Документации возможность осуществления дополнительного запроса информации и документов у участников Конкурса, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3.

Ссылка на Решение ФАС: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/8709192c-e05d-4deb-bbff-4563e5491b74/

2. Решение №038/1209/22 по жалобе ИП М. на ОАО РЖД от 6 декабря 2022 г.

Комиссия ФАС считает, что возможность получения дополнительной информации и документов, с учетом указанного положения Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников Конкурса, а также может создать преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов, как и изменение в результате дозапроса тех сведений, которые могут повлиять на оценку заявок участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России признает довод Заявителя обоснованным и приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ссылка на решение ФАС: https://br.fas.gov.ru/to/irkutskoe-ufas-rossii/0def91a2-86bd-492b-a1ba-013547279bdf/

3. Решение по делу №063/07/3-911/2022 от 18.11.2022г.

Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что право осуществления дозапроса информации и документов у участников закупки до подведения итогов Закон о закупках не предусмотрено.

Данные выводы также подтверждаются Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 № 09АП-15607/2022 по делу № А40-217036/21.

На основании вышеизложенного, довод признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

Ссылка на решение ФАС: https://br.fas.gov.ru/to/samarskoe-ufas-rossii/a85d4b71-6b57-41c9-a94e-9e5c8ad483e4/

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одного указания права Заказчика на запрос дополнительной информации у участников закупки, недостаточно. Необходимо либо избегать таких ситуаций и оценивать заявки в соответствии с требованиями документации и по предоставленным участниками документам, либо прописать в Положении о закупке и документации четкий порядок запроса дополнительных разъяснений, чтобы он имел свое действие на всех участников в равной степени.