Неконкурентные закупки среди субъектов МСП

За последние несколько лет неконкурентные закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства получили широкое распространение среди заказчиков, работающих в рамках Федерального закона №223-ФЗ  от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Для проведения закупок таким способом, необходимо учесть данные нормы в Положении о закупках и прописать порядок проведения закупочной процедуры неконкурентным способом.

В соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ положение о закупке заказчика может содержать в себе иные конкурентные и иные неконкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Использование иных неконкурентных процедур, проводимых среди участников из числа субъектов МСП, обусловлено исключительно выбором заказчика.

Стоит учесть, что присвоение закупке статуса неконкурентной, но с соблюдением условий проведения конкурентной не позволяет заказчику в обход соблюдения требований Закона №223-ФЗ нарушать его цели и принципы.

При отсутствии должного описания неконкурентной процедуры может быть признано, что фактически такая процедура объявлена заказчиком в качестве конкурентной, следовательно, на нее распространяются положения Закона №223-ФЗ относительно конкурентных процедур.

Таким образом, при описании иных неконкурентных процедур (в т.ч. для субъектов МСП) следует максимально отойти от логики проведения конкурентных закупок, предусмотренных Законом №223-ФЗ. Дополнительно можно предусмотреть специальные основания для проведения иных неконкурентных процедур и быть готовым в случае возникновения прецедента обосновать выбор такого способа закупки

Несмотря на все сложности, связанные с описанием и применением иных неконкурентных процедур, они имеют ряд существенных преимуществ перед конкурентными закупками:

  1. Короткие сроки проведения.  Эти сроки не регламентированы законом и определяются положением о закупке заказчика, что поможет оперативно провести закупку.
  2. Порядок проведения неконкурентной закупки определяется положением о закупке заказчика. Поэтому неконкурентная процедура может быть проведена в один этап, что сокращает сроки и уменьшает количество публикуемых протоколов. Кроме того, любые неконкурентные закупки могут включать в себя дополнительные этапы — предквалификационный отбор, переторжку (в т.ч. многоэтапную), что поможет выбрать наиболее квалифицированного исполнителя и лучшие условия исполнения договора.
  3. При проведении неконкурентных процедур у субъектов МСП заказчик вправе объявить такую закупку как в электронной, так и в бумажной форме по своему выбору (за исключением случая обязательного проведения закупки в электронной форме). Кроме того, неконкурентная закупка среди МСП в электронной форме может быть размещена на любой электронной торговой площадке, в т.ч. не входящей в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р.
  4. Состав заявки на участие в неконкурентной закупке среди субъектов МСП не регламентирован Законом №223-ФЗ и определяется заказчиком. Поэтому, исходя из специфики закупки, к составу заявки могут быть предъявлены дополнительные требования.

И в заключение  стоит добавить, что при проведении неконкурентных процедур существует возможность формирования технического задания без рассмотрения эквивалента из-за нераспространения на такие закупки требований ч. 6.1. ст. 3 Закона №223-ФЗ, а также заказчик имеет обоснованное право на отказ от заключения договора с победителем.