Практика: должен ли предмет закупки быть основной деятельностью участника?

В УФАС поступила жалоба ООО «Ромакс» от 16.12.2021 на действия заказчика ПАО «Россети Центр» при проведении конкурса в электронной форме (извещение №32110920233), которая решением от 30.12.2021 №076-10/18.11361/2021 в порядке статьи 18.1 Закона №135-ФЗ оставлена без рассмотрения; ввиду того, что поданная жалоба содержала доводы о наличии в действиях заказчика признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ, решено передать материалы для их рассмотрения в порядке главы 9 Закона №135-ФЗ.

При рассмотрении материалов дела Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в закупочной документации требования об осуществлении участником закупки деятельности по уборке зданий, помещений, оборудования в качестве основного вида деятельности (ОКВЭД), что приводит к ограничению доступа к участию в закупке.

Как указал антимонопольный орган, прямая связь между осуществлением закупаемых услуг в качестве основного вида деятельности и качеством таких услуг отсутствует. Общество также не обосновало, каким образом осуществление участником закупки деятельности по уборке зданий, помещений, оборудования в качестве основного вида деятельности (ОКВЭД) влияет на качество оказываемых услуг.

Согласно пояснениям заказчика требование к наличию у участника закупки основного вида деятельности, соответствующего значениям ОКВЭД 74.70, 81.21, 81.22, соотносится с закупаемым видом услуг и установлено в целях качественного оказания услуг опытным участником рынка.

Рассмотрев указанные доводы, Управление отразило, что посредством установления в закупочной документации соответствующего требования к участникам закупки Общество фактически допускает ситуацию, когда заявка хозяйствующего субъекта, который оказывает услуги по уборке в качестве дополнительного вида деятельности при одновременном наличии опыта в данной сфере, будет отклонена. Это противоречит, в том числе интересам заказчика в качественном оказании услуг опытным участником рынка.

При этом антимонопольный орган отметил, что в рассматриваемом случае опыт участника по выполнению работ (оказанию услуг) установлен заказчиком в числе критериев, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок участников закупочной процедуры (приложение №3 к документации о закупке). При таких обстоятельствах участника рынка, наиболее соответствующего потребностям заказчика, можно определить на оценочной стадии рассмотрения заявок независимо от того, осуществляет ли он уборку зданий в качестве основного или дополнительного вида деятельности (ОКВЭД).

Установление в действиях ПАО «Россети Центр» нарушения части 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ явилось основанием для принятия УФАС решения от 11.10.2022 по делу № 076/01/17-251/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением Управления от 11.10.2022 по делу №076/01/17251/2022, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

Также, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд постановил решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу №А82-18114/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Центр» — без удовлетворения.

Таким образом, установление в документации о проведении закупки требования о том, что участники закупки должны иметь основной вид деятельности в соответствии с предметом закупки, в которой они участвуют, является необоснованным ограничением конкуренции и противоречит нормам Федерального закона №223-ФЗ.