Практика ФАС: неправомерное формирование лота по предмету закупки

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (далее —  Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий: АТП и УКД УФПС г. Москвы, МР ЛЦ Внуково, ОСП ММСП-3, АОПП Внуково УФПС г. Москвы, ПЖДП при Казанском вокзале, ПЖДП при Ярославском вокзале и ПЖДП при Павелецком вокзале УФПС г. Москвы (извещение № 32212006721) (далее – Конкурс, Жалоба).

Согласно доводу Жалобы при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены, поскольку:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки;
  2. Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритериям «Наличие у участника в собственности либо лизинге, либо в аренде основных средств (техники и оборудования для профессиональной уборки помещений) поломоечных машин, наличие минимального количества – 23 единицы, максимального количества – 49 единиц» (далее – Подкритериям № 1), «Наличие у участника в собственности либо лизинге, либо в аренде основных средств (техники и оборудования для профессиональной уборки прилегающих территорий) тракторов, наличие минимального количества – 6 единиц, максимального количества – 15 единиц» (далее – Подкритерий № 2) критерия «Качество технического предложения и квалификация участника закупки»
    (далее – Критерий);
  3. Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие у участника в штате или по гражданско-правовым отношениям специалистов по уборке помещений с опытом работы не менее 1 года, наличие минимального количества 180 специалистов, максимального количество – 290 специалистов» Критерия (далее – Подкритерий № 3).

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 2.1 части 2 «Информационная карта» Документации (далее – Информационная карта) предметом Конкурса является оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий на следующих объектах: АТП и УКД УФПС г. Москвы, МР ЛЦ Внуково, ОСП ММСП-3, АОПП Внуково УФПС г. Москвы, ПЖДП при Казанском вокзале, ПЖДП при Ярославском вокзале
и ПЖДП при Павелецком вокзале УФПС г. Москвы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки, ввиду объединения в один лот оказания услуг на объектах, указанных в Документации, что, в свою очередь, влечет увеличение размера НМЦД, обеспечения исполнения договора и, как следствие, приводит к ограничению количества участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что осуществление закупки на оказание услуг по уборе объектов, указанных в Документации, позволяет установить единые требования к результату оказываемых в рамках договора услуг, а также снизить операционные расходы, связанные с сопровождением договора, заключаемого по результатам Конкурса.

Комиссией ФАС России установлено, что по аналогичным предмету закупки в отношении объектов, входящих в предмет Конкурса, ранее проводились самостоятельные закупочные процедуры:

  1. извещение от 11.02.2022 № 32211126808 с НМЦД в размере 11 648 042,15 руб. в отношении ПЖДП при Ярославском вокзале и АОПП Внуково УФПС г. Москвы;
  2. извещение от 26.03.2021 № 32110128269 с НМЦД в размере 10 002 445,20 руб. в отношении ПЖДП при Казанском вокзале УФПС г. Москвы;
  3. извещение от 30.09.2022 № 32211733200 с НМЦД в размере 4 820 800 руб. в отношении ПЖДП при Ярославском вокзале и АОПП Внуково УФПС г. Москвы.

С учетом изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ранее устанавливалась возможность оказания услуг на объектах, указанных в Документации, путем проведения самостоятельных закупочных процедур.

При этом в связи с объединением Заказчиком в один предмет закупки оказания услуг на объектах Заказчика НМЦД составила 494 779 805,63 руб., что привело к увеличению размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе (24 738 900, 28 руб.) и обеспечения исполнения договора (98 955 961, 12 руб.) и, как следствие, ограничило возможность участия в Конкурсе субъектов малого
и среднего предпринимательства.

Таким образом, формирование Заказчиком предмета закупки путем объединения в один лот оказания услуг по уборке помещений и прилегающей территории на нескольких объектах Заказчика, расположенных на разных адресах и не имеющих взаимосвязи между собой, приводит к увеличению объема оказываемых услуг, увеличению размера НМЦД, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, что, следовательно, влечет ограничение количества участников Конкурса.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот по предмету закупки, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба была признана обоснованной в части неправомерного формирования лота по предмету закупки.

Нормативно-правовые документы:

  1. Решение ФАС №223ФЗ-43/23 от 08.02.2023г. (ссылка на решениеhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/38ffed93-2651-4f20-b113-a761e0d0b6a1/).