Практика ФАС: неправомерное сравнение ценовых предложений участников (с НДС/без НДС) и антидемпинг

В ФАС России поступила жалоба на проведение открытого запроса ценовых предложений на выполнение работ по строительству блочно-модульных котельных и тепловых сетей МКРУ № 0, №1, № 2 в г. Кизилюрт (извещение №32312471446). Закупка проводилась в соответствии с нормами Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) — 08.06.2023;

Начальная (максимальная) цена договора — 412 400 341 руб.;

Заявитель в своей жалобе выделяет следующие нарушения:

  1. Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, позволяющее Заказчику осуществлять запрос дополнительных разъяснений порядка ценообразования при снижении участником закупки ценового предложения более чем на 20 процентов и отклонять заявку в случае непредоставления обоснованных разъяснений;
  2. Заказчиком установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке;
  3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено два значения начальной (максимальной) цены договора (далее — НМЦД).

В целях борьбы с демпингом при обнаружении заявок, стоимость которых ниже среднеарифметической цены всех поданных участниками заявок более чем на 20%, Заказчик прописал в документации право запросить дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности такого снижения цены, а при отсутствии обоснованных разъяснений — отклонить поданную заявку.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что Законом о закупках не установлены запреты либо ограничения в части возможного снижения цены договора, предложенной участником закупки, в том числе при подаче ценового предложения, сниженного более чем на 20% от средней цены участников закупки.

Вместе с тем возможность получения дополнительных разъяснений с учетом указанных положений Документации полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности снижения цены предложения более чем на 20% от среднеарифметической цены всех поданных участниками предложений, принимать решения об отклонении заявки участника при отсутствии обоснованных разъяснений может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении запроса дополнительных разъяснений порядка ценообразования. Кроме того, в Документации отсутствует порядок осуществления дополнительного запроса информации, в связи с чем возможность участия в Запросе предложений зависит от решения Заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика в данном случае ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Согласно второму доводу Жалобы Заказчиком установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке в части установления требования о предоставлении копии бухгалтерских отчетов (балансов, отчетов о прибылях и убытках).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о предоставлении в составе заявки бухгалтерского баланса вместе с отчетами о прибылях и убытках за последние два календарных года установлено в целях подтверждения наличия либо отсутствия у участников закупки недоимок по налогам, сборам, и задолженности по иным обязательным платежам.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии ФАС России явку представителей не обеспечил, а также в составе Жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Третий довод, касается установления Заказчиком НМЦД — 343 666 950,83 без учета НДС и 412 400 341 с учетом НДС 20 процентов.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным положением Документации при выборе победителя учитываются ценовые предложения участников закупки без НДС. Участникам, которые не являются налогоплательщиками НДС, запрещается подавать ценовые предложения выше, чем начальная (максимальная) цена без НДС.

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.

При этом наличие в Документации нескольких значений НМЦД не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

Вместе с тем Заказчик не имеет правовых оснований возлагать на участника закупки обязанность подавать ценовое предложение, исходя из представленной в Документации системы налогообложения, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, обратное ставит в неравное положение участников закупки при сопоставлении заявок участников.

Комиссия ФАС России, изучив вышеуказанное положение Документации, установила, что сопоставление заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, приводит к дискриминации, а также созданию преимущественных условий для отдельных участников — плательщиков НДС, по сравнению с участниками — не являющимися плательщиками НДС.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, неправомерно установившего в Документации два значения НМЦД, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком внесены соответствующие изменения в Документацию от 16.06.2023, при этом срок окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений продлен в соответствии с Законом о закупках, в связи с чем принято решение предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать.

 

Источник: Решение ФАС от 22 июня 2023 г. №223ФЗ-234/23 (https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/32c0635e-4370-49b1-b9d8-6c8fe07de59a/).