Практика ФАС: требования к заявке, сроки и неверный порядок оценки заявок в закупке на строительство

В ФАС России поступила жалоба от Заявителя от 07.01.2023г. №3 на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на строительство «под ключ» объектов для осуществления обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов в Дербентском районе Республики Дагестан (извещение №32211987504).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком в Извещении и Документации установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке, не позволяющий получить обеспечение заявки на участие в закупке, и, как следствие, подать заявку на участие в закупочной процедуре;
  2. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов промышленного, гражданского и дорожного строительства» критерия «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ» (далее — Подкритерий);
  3. Заказчиком в Документации установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Извещении и Документации установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке, не позволяющий получить обеспечение заявки на участие в закупке, и, как следствие, подать заявку на участие в закупочной процедуре.

В силу положений части 17 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 6 статьи 29 Положения о закупке.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 23.12.2022 Заказчиком размещены в ЕИС Извещение, Документация и установлена дата окончания подачи заявок на участие в закупке до 09.01.2023, что составляет 17 календарных дней с момента размещения сведений о закупочной процедуре в ЕИС.

При этом 30.12.2022 Заказчиком внесены изменения в Извещение и Документацию в части продления срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе до 10.01.2022.

Таким образом, после внесения изменений в Извещение, Документацию срок подачи заявок составил 11 дней, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям закона о закупках, Документации и Положению о закупке.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 4.2 приложения №1 к части 2 «Информационный паспорт конкурса» Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, согласно которому учету подлежат исполненные договоры/контракты, свидетельствующие о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов промышленного, гражданского и дорожного строительства.

Из Жалобы Заявителя следует, что при оценке заявок участников закупки по Подкритерию учету не подлежат договоры/контракты, подтверждающие наличие опыта выполнения строительных работ, например, на объектах оборонно-промышленного комплекса или на иных объектах капитального строительства, которые не подпадают в вышеуказанный Заказчиком перечень.

Положениями пункта 10, 10.1, 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие объекты градостроительной деятельности: объекты капитального строительства, линейные объекты, некапитальные строения, сооружения.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют понятия «объект промышленного строительства», «объект гражданского строительства» и «объект дорожного строительства», в связи с чем получение баллов по вышеуказанному Подкритерию может зависеть от субъективного решения Заказчика в части отнесения или не отнесения объекта оцениваемого договора/контракта к объектам промышленного, гражданского и дорожного строительства.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке.

3.1. Подпунктом 7 пункта 3.4.2 подраздела 3.4 раздела 3 части 1 «Общие положения проведения конкурса в электронной форме» Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав заявки в том числе бухгалтерский баланс вместе с отчетами о прибылях и убытках за последние два календарных года с отметкой о сдаче отчетности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона №402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование о предоставлении в составе заявки бухгалтерского баланса вместе с отчетами о прибылях и убытках за последние два календарных года с отметкой о сдаче отчетности установлено в целях подтверждения наличия/отсутствия у участников закупки недоимок по налогам, сборам, и задолженности по иным обязательным платежам.

Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, годовой бухгалтерский баланс вместе с отчетами с отметкой о сдаче отчетности за 2020 и 2021 гг. не является подтверждением наличия/отсутствия на момент подачи заявки на участие в закупке соответствующей задолженности. При этом в случае подачи заявки в 2023 году у участника закупки отсутствует возможность представить в составе заявки бухгалтерскую отчетность с отметкой о сдаче отчетности за 2022 год, поскольку такая отчетность предоставляется в налоговый орган в течение трех месяцев с даты окончания отчетного периода.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование к составу заявки, является излишним, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

3.2. Подпунктом 8 пункта 3.4.2 подраздела 3.4 раздела 3 части 1 «Общие положения проведения конкурса в электронной форме» Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав заявки информацию о производителе поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) и его реестровом номере в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции).

Вместе с тем Закон о закупках не устанавливает обязанность для участников закупки на момент подачи заявок на участие в закупке иметь в наличии оборудование, предлагаемое к поставке по предмету закупки, в связи с чем участники могут не обладать информацией о наименовании производителей данного оборудования. Кроме того, предлагаемое к поставке оборудование может состоять из компонентов различных или неизвестных производителей, что не позволяет указать точное наименование производителя предлагаемого к поставке товара.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование к составу заявки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

3.3. Подпунктом 7 пункта 3.4.2 подраздела 3.4 раздела 3 части 1 «Общие положения проведения конкурса в электронной форме» Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав заявки, в том числе заверенные участником закупки копии документов, подтверждающие правомерность нахождения участника конкурса по адресу государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации права собственности, копия договора аренды/субаренды).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон №129-ФЗ).

Статьей 2 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Пунктом 4.2. статьи 9 Закона №129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Учитывая вышеизложенное, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (в том числе в части юридического адреса) относится к исключительной компетенции регистрирующего органа (в настоящем случае налогового органа).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование к составу заявки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

 

Ссылка на Решение ФАС: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/185f1727-7a7a-405b-ab55-a2aa5ec0a554/