Практика: нарушение порядка оценки заявок

В ФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и мойке стекол административных зданий (извещение №1513/ОКЭ-АХУ/22).

По мнению участника закупки, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию №2.1 «Опыт участника» критерия №2 «Квалификация участника» (далее — Подкритерий), ввиду установления требования в части предоставления документов, подтверждающих оплату по оцениваемым договорам.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию установлен с целью выявления участника наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее оказание услуг по предмету закупки, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений с помощью формулы.

Кроме того, установление вышеуказанного требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договорам обусловлено проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки.

Однако, предоставление участниками закупки по Подкритерию документов, подтверждающих оплату по договорам, зависит от волеизъявления третьих лиц (например, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, что не позволяет предоставить документ, подтверждающий оплату, неисполнение обязательства по оплате товаров, работ, услуг со стороны заказчика), и влияет на порядок оценки заявок участников закупки, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить и сопоставить заявки участников закупки.

Как обосновано указано антимонопольным органом, оценка заявок участников закупки является прямым механизмом определения победителя в закупочной процедуре.

Вместе с тем оплата выполненных работ по условиям договора в подтверждение вышеуказанного опыта может быть установлена в иной срок после даты приема работ.

Соответственно, работы могут быть выполнены и приняты до даты окончания подачи заявки и оплачены в соответствии с условиями договора после даты окончания подачи заявки.

Следовательно, в данной ситуации не представляется возможным сделать вывод о том, что опыт у участника закупки отсутствует.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России правомерно пришла к выводу, что само по себе составление и подписание сторонами акта оказанных услуг устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, уже свидетельствует о факте оказания услуг в соответствии с условиями заключенного договора, в связи с чем акта оказания услуг достаточно для подтверждения опыта по оцениваемому Подкритерию (если иное не предусмотрено договором).

Не согласившись с решением ФАС России, Заказчик обжаловал его в судебном порядке.

Арбитражный суд города Москвы признал решение и предписание ФАС России законными.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу № А40-14259/23 решение Арбитражного суда города Москвы оставлено в силе.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Решение ФАС от 11.11.2022г. по делу №223ФЗ-440/22.

2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу №А40-14259/23.