Приоритет товарам, работам и услугам российского происхождения (223-ФЗ)

Нормативно-правовая база:

  1. Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 г.
    «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
  2. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 №2013 (ред. от 16.05.2022) «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

При проведении закупок по Закону №223-ФЗ заказчики устанавливают приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения. В конкурентных закупках товары (работы, услуги) из России и ЕАЭС имеют преимущество в цене перед иностранными товарами, работами и услугами. Для предоставления такого приоритета заказчики включают соответствующие условия в документы закупки.

На основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Правительство РФ установило преимущество российских товаров и работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, по отношению к иностранным товарам и работам (услугам), которые выполняются (оказываются) иностранцами (п.1 Постановления №925). Кроме того, в дополнение к такому преимуществу оно определило минимальную долю закупок российских товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами (Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2013).

Преимущество предоставляется при проведении закупок конкурентными способами. По общему правилу это 15% от цены, предложенной участником.

Исключение — закупка радиоэлектронной продукции, интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (например, систем учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющегося компонентом таких систем. В этом случае преимущество предоставляется в размере 30% (п.п. 2, 2.1, 3, 3.1, 4, 4.1 Постановления №925).

Постановление №925 применяется в случаях, которые не противоречат положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (Письмо Минфина России от 23.01.2020 №24-03-08/3829).

Наряду с отечественными товарами (работами, услугами) преимущества предоставляются товарам (работам, услугам) из ЕАЭС. Данная позиция отражена в Письмах ФАС России от 22.11.2019г. № ИА/102692/19, Минфина России от 06.11.2019г. №24-03-07/85221, Минэкономразвития России от 10.04.2017г. №ОГ-Д28-4261.

Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. Для этих целей необходимо включить в документы закупки требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара. При этом не требуются подтверждающие документы, достаточно того, что участник укажет в заявке. Принадлежность участника к стране определяется на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на основании документа, удостоверяющего личность, если участник закупки — физическое лицо (п.5 Постановления №925).

Механизм предоставления преимущества различается в зависимости от способа закупки и предмета закупки.

  1. Преимущества при проведении аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену.

При заключении договора цена победителя снижается (п.п.3, 3,1 Постановления №925):

  • на 30%, если закупаются радиоэлектронная продукция, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО из единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, отсутствующие в таких реестрах;
  • на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил иностранные товары.

Если цена снижена до нуля и торги прошли на право заключить договор, то победитель, предложивший иностранный товар (предложивший выполнить работу, оказать услугу с привлечением иностранных лиц) или отсутствующие в реестрах радиоэлектронную продукцию, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющееся компонентом указанных систем, заплатит больше на 15% или 30% соответственно, чем он предложит (п.п.4, 4.1 Постановления № 925).

Преимущества при проведении конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

Цена участника, предложившего отечественные товары (работы, услуги), снижается для оценки и сопоставления заявок (п.п. 2, 2.1 Постановления №925):

  • на 30%, если закупаются радиоэлектронная продукция, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, содержащиеся в таких реестрах;
  • на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил товар российского происхождения.

Договор по результатам таких закупок заключается по цене, предложенной победителем.

Указанные правила не применяются в ситуациях, указанных в п.6 Постановления №925.

Для предоставления приоритета необходимо включить в положение, а также в документацию о проведении закупки в полном объеме сведения, перечисленные в п.5 Постановления № 925.

Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником нельзя менять страну происхождения товара. Исключением является только случай, когда иностранный товар меняется на товар из стран ЕАЭС, при этом характеристики новых товаров качественно не хуже товаров, изначально указанных в договоре (пп. «и» п.5 Постановления № 925).